Меню сайта

Уважаемые коллеги, родители и ученики!

В ходе международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) были выявлены большие проблемы у школьников с применением школьных знаний на практике. Дети хорошо запоминают термины, формулы, определения, но плохо умеют пользоваться этими знаниями в обычной жизни. С целью устранения данной проблемы Министерством Просвещения РФ разработан пакет нормативных документов:

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.pdf

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf

 Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.pdf

Региональный план мероприятий по формированию функциональной грамотности на 2022-2023 учебный год

 В соответствии с ними в нашей школе разработаны:

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности  обучающихся МБОУ Ермаковская СШ на 2023-2024 учебный год 

План работы ПОС на 2023-2024 учебный год

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности  обучающихся МБОУ Ермаковская СШ на 2021-2022 учебный год 

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности  обучающихся МБОУ Ермаковская СШ на 2022-2023 учебный год 

План работы ПОС на 2022-2023 учебный год

  Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность

Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

3. Математическая грамотность

Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность

Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное мышление

Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции

Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.

Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки, и график исследования в разных регионах.

Внешние исследования функциональной грамотности

Исследование Что проверяет Какие классы Когда проходит Когда ближайшее
TIMSS

Качество математического и естественно-научного образования

4-е и 8-е

Раз в четыре года

2023 год
PIRLS

Качество чтения и понимания текста

4-е Раз в пять лет 2021 год
PISA

Все виды грамотности

15-летние школьники Раз в три года 2021 год
Оценка качества образования по модели PISA

Качество математического и естественно-научного образования

8-е и 9-е Раз в четыре года 2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком

В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований. 

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» представляет банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности».
В рамках проекта разработана типология моделей заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7 – 9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе.
Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов включает 700 разработанных заданий, в том числе:
•200 заданий для обучающихся 7 классов;
•200 заданий для обучающихся 8 классов;
•300 заданий для обучающихся 9 классов.

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (fipi.ru)

 

ООО «Яндекс» (Яндекс. Учебник) запустил марафон по функциональной грамотности для педагогов и школьников младших классов.

Ссылка на размещение материалов.

Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности

ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности                                             просмотр  
Интенсив ЯУчитель 3.0                                                                                                              просмотр  
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности                 просмотр  
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)     просмотр  

Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных иссследований качества подготовки обучающихся

просмотр

Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

просмотр

Банк заданий по функциональной грамотности просмотр
Список литературы по формированию функциональной грамотности просмотр
Оценка функциональной грамотности (презентация) просмотр
Результаты PISA в 2018 (презентация) просмотр

Совершенствование российского образования (по результатам международных исследований

качества общего образования PIRLS, TIMSS и PISA)

просмотр
Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач) просмотр
Образовательная платформа "Просвещение" просмотр
Тест "Цифровые компетенции педагога" просмотр
Материалы Института стратегии развития образования РАО просмотр
Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация) просмотр