Уважаемые коллеги, родители и ученики!
В ходе международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) были выявлены большие проблемы у школьников с применением школьных знаний на практике. Дети хорошо запоминают термины, формулы, определения, но плохо умеют пользоваться этими знаниями в обычной жизни. С целью устранения данной проблемы Министерством Просвещения РФ разработан пакет нормативных документов:
Региональный план мероприятий по формированию функциональной грамотности на 2022-2023 учебный год
В соответствии с ними в нашей школе разработаны:
План работы ПОС на 2023-2024 учебный год
План работы ПОС на 2022-2023 учебный год
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность |
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. |
2. Естественно-научная грамотность |
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями. |
3. Математическая грамотность |
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. |
4. Финансовая грамотность |
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление |
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции |
Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем. |
Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки, и график исследования в разных регионах.
Внешние исследования функциональной грамотности
Исследование | Что проверяет | Какие классы | Когда проходит | Когда ближайшее |
---|---|---|---|---|
TIMSS |
Качество математического и естественно-научного образования |
4-е и 8-е |
Раз в четыре года |
2023 год |
PIRLS |
Качество чтения и понимания текста |
4-е | Раз в пять лет | 2021 год |
PISA |
Все виды грамотности |
15-летние школьники | Раз в три года | 2021 год |
Оценка качества образования по модели PISA |
Качество математического и естественно-научного образования |
8-е и 9-е | Раз в четыре года | 2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком |
В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований.
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» представляет банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности».
В рамках проекта разработана типология моделей заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7 – 9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе.
Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов включает 700 разработанных заданий, в том числе:
•200 заданий для обучающихся 7 классов;
•200 заданий для обучающихся 8 классов;
•300 заданий для обучающихся 9 классов.
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (fipi.ru)
ООО «Яндекс» (Яндекс. Учебник) запустил марафон по функциональной грамотности для педагогов и школьников младших классов.
Ссылка на размещение материалов.
Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности
ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности просмотр | |
---|---|
Интенсив ЯУчитель 3.0 просмотр | |
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности просмотр | |
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар) просмотр |
Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся