Меню сайта

      12 - 30 января 1943 г. была проведена операция по прорыву блокады Ленинграда ("Искра"). Она явилась переломным моментом в битве за Ленинград. Все южное побережье Ладожского озера было очищено от противника, а инициатива ведения боевых действий на этом направлении перешла к Красной Армии. В ходе проведения с 14 января по 1 марта 1944 г. Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции было нанесено тяжелое поражение группе армий "Север".
        27 января 1944 г. ленинградцы праздновали снятие блокады. Вечером состоялся салют из 324 орудий, о котором  А.А. Ахматова написала такие незабываемые строки:
          И в ночи январской беззвездной,
         Сам дивясь небывалой судьбе,
         Возвращенный из смертной бездны,
         Ленинград салютует себе!
Основные даты
    8 сентября 1941 года — День начала блокады
    18 января 1943 года — День прорыва блокады
    27 января 1944 года — День полного снятия блокады
    5 июня 1946 года — День прорыва морской минной блокады Ленинграда.

Источник информации: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_admiral/news/28506/


В информационно-библиотечном центре МБОУ Ермаковская СШ хранятся одиннадцать писем, датированные 1944-1945 годами. Письма написаны на тетрадных листках, обрывках газет, даже каких-то накладных, свернуты треугольником. Каждое письмо проверено военной цензурой, что подтверждено штампом. Письма написаны чернилами, сейчас уже выцветшими, или простым карандашом, мелким, убористым почерком. Адресованы письма из г. Ленинград первыми выпускниками Ермаковского детского дома №73 Зое Александровне Костиной – пионерской вожатой. Целью исследования является анализ писем и определение их ценности с точки зрения истории и психологии. Для достижения цели авторы кратко описали историю детского дома в селе Ермаково, биографию адресата, проанализировали особенности внешней формы писем, изучили содержание писем, посредством содержания определили психологические черты личностей авторов писем, историческую ценность документов.
Некоторые авторы посылают пионерский привет и сообщают, что учатся в 7 классе. Некоторые пишут, что недавно вступили в комсомол. Это означает, что своей бывшей пионервожатой пишут подростки 14-16 лет. Но это удивительное поколение подростков! Авторы хорошо учатся, работают. Сами моют полы, отапливают комнату, колют дрова. Они не мечтают, они действуют: отстаивают жилплощадь вплоть до суда, ведут переписку в поисках родных. Это целеустремленные, самостоятельные люди. Их письма грамотны, изложение материала логично. Учатся дети хорошо. Легко перечисляют деятелей культуры, художественные фильмы того времени. Организуют самостоятельно свой досуг. Участвуют в парадах. В письмах подробно описана встреча гвардейцев Ленинградского фронта на улицах города, Галя Бабинчук - участник парада физкультурников 1944 года в Ленинграде. Все это говорит об активной жизненной позиции и определенном уровне культуры выпускников детского дома.
Вызывает уважение особое понимание ценностей жизни. Например, любовь к ближнему. Детдомовка Галя Бабинчук искренне радуется от того, что чужие ей люди встречают родных с фронта. Особое отношение к еде, одежде. Эти дети умеют ценить материальное. Подробно и точно описывают ребята условия питания, одежду, обстановку в комнате. Но в свои 14 лет у них есть понимание более высоких ценностей. Голод – не это страшно – голодные, но веселые, с песнями они возвращаются в родной Ленинград. Мыши скребутся в комнате, но чувствительной девчушке с тонкой натурой Люсе Алексеевой это не страшно. Она боится за Толю, который болен брюшным тифом.


Сколько уважения, доброты мы чувствуем в обращении к старшему: «уважаемая Зоя Александровна, дорогие Зоечка Александровна»! Вернувшись в Ленинград, эти дети контактируют между собой, с ермаковскими воспитателями и детдомовцами. Развито чувство коллективизма. По Ермакову  дети откровенно тоскуют, хотя прожили в детском доме около двух лет – срок небольшой для 14-16-летнего человека.
Галя Бабинчук, Люся Гришина, Люся Алексеева, Толя Николаев представляются по письмам цельными личностями. И хотя не удалось выяснить их дальнейшую судьбу, авторы  уверены, что эти дети, как и большинство из выпускников детского дома №73 смогли реализовать свои детские мечты, выбрать профессию по душе. Заложенная в них с детства целеустремленность, особое чувство коллективизма помогали им. Эти ребята не просто смогли выжить, но и стать настоящими людьми, достойно прожить свою жизнь, сохранить в душе память о своем непростом военном детстве, детдомовском товариществе и небольшом селе, приютившем их во время войны.
Письма первых выпускников детского дома № 73 из Ленинграда 1944-1945 годов – ценные исторические документы, по которым можно воссоздать не только образ военного Ленинграда, но и личностные черты юных ленинградцев.
Публикуя часть писем на сайте школы, надеемся на отклики родных, друзей и близких авторов писем. Коллектив Ермаковской школы будет благодарен за информацию о дальнейшей судьбе выпускников Ермаковского детского дома №73 Пошехонского района Ярославской области.

 

Конверт 1 Конверт 2 Неизвестный автор 4
Конверт 3 Конверт 4 Неизвестный автор 5
Люся Алексеева Люся Гришина Работа Фивейской Анастасии
Ося Оля Иванова Толя Николаев
Неизвестный автор 1 Неизвестный автор 2 Неизвестный автор 3